August 13, 2021

Канонерский остров

У каждого в городе есть любимое место, куда хочется возвращаться гулять в любое время года снова и снова. Лично у меня таких мест несколько, но сегодня хочу рассказать об одном из них. Это Канонерский остров, и если у вас в голове возник вопрос — «А где это вообще?», значит я не зря пишу эти строки.

Канонерский остров — небольшой вытянутый остров, долго являвшийся самой западной точкой Петербурга. Но для начала немного истории. Название свое остров получил от французского слова «Канонир», что означает — пушкарь. И не с проста: в 19 веке на острове располагался полигон для обучения пальбе флотских пушкарей. Уже позже, ближе к концу века, во время строительства порта и Морского канала, полигон перестал существовать, но название окончательно закрепилось за островом. Вместе с возведением северной и южной дамбы порта в 1884-1914 годах окончательно сформировывалась береговая линия острова.

Вид на Канонерский остров с американского спутника. 1966 год.

В те же годы в северной части острова начал строиться Канонерский судоремонтный завод. В последствии кроме ремонта землечерпательных кораблей, на заводе стали выполняться и другие работы — появились слесарная и чугунолитейная мастерские, док. Здесь ремонтировались ледоходы Ермак, Ленин, Красин, Октябрь, а в военные годы — военные корабли. Отливались фугасные бомбы, снаряды. На территории завода установлен памятник работникам, погибшим во время Великой отечественной войны.

Намного позже — в 1983 годы появился Канонерский туннель. Его строили почти 13 лет, поскольку не было опыта в строительстве таких сооружений и постоянно возникали трудности по укреплению железобетонных конструкций. После соединения острова с материковым Ленинградом началось строительство высотных домов под номерами 7-10. Кстати, на острове нет улиц и все здания имеют адрес типа «Канонерский остров, номер строения».

Отдельно, мне бы хотелось остановиться на доме номер 8, так как он, отчасти, является уникальным. Здание классифицируется как общежитие, однако все квартиры в нем не только однокомнатные, но и двухэтажные. Да, да. Вы не ослышались: двухэтажные. Вход и прихожая находятся на так называемом промежуточном этаже, а вот к комнате и кухне идут лестничные пролеты вверх и вниз соответственно.

Хотя снаружи дом выглядит совершенно обычно.

В 2013 году на острове началось строительство скоростной платной магистрали — Западного Скоростного Диаметра. Над жилыми домами, которые в последствии пошли под расселение, и морским каналом появилась двух-ярусная ферма — так называемый двухэтажный мост с габаритом 55 метров, который и окончательно сформировал облик острова, превратив его в антиутопичный. Именно тогда, в начале 2016 года, на финальной стадии надвижки фермы Канонерский остров попал во всевозможные новости из-за специфических кадров строительства прямо над головами местных жителей.

Когда в 2016 могу магистраль открыли для проезда, остров свой, уже фирменный, антиутопичный вид не потерял, однако во все средства массовой информации полились жалобы на шум от местных жителей.

Детские площадки на фоне огромной конструкции смотрятся особенно стильно.

Лично мое мнение, что от магистрали остров только приобрел. Теперь множество фотографов и просто зевак стекаются сюда, ради интересных кадров. А их правда множество. Чего стоит только вид на подходной мост на закате. Именно таким видом Канонерка встречает гостей сразу после туннеля. Ну чем тебе не открытка?

Это место выглядит здорово со всех ракурсов. Берег после стройки немного грязный, однако из-за отсутствия толп отдыхающих он все равно чище многих других выходов к заливу в нашем городе.

Орнитологам остров тоже придется по вкусу. Количество чаек на квадратный метр просто зашкаливает!

Двигаемся дальше. Особенность расположения острова, близость к порту и наличие под боком Морского канала, делает его огромной смотровой площадкой для шипспоттеров и простых любителей флота. Тут я сделал бессчетное количество карточек с судами. Таких, как фоторепортаж про транспортировку плавучей атомной электростанции, которая направлялась в Мурманск с Балтийского завода.

Отсюда же я снимал множество ледоколов.

Каждую неделю множество людей стекается к берегу Морского канала, чтобы проводить паром «Принцесса Анастасия». Когда огромная посудина медленно проходит мимо тебя на расстоянии нескольких десятков метров — зрелище потрясающее.

Отлично просматривается зона порта и можно залипнуть на погрузку какого-нибудь судна.

Уходя от жилого массива на юг, можно выйти на косу Канонерского острова. Небольшой перешеек земли, который появился в результате постройки дамбы. Собственно вокруг ее останков и расположилась небольшая лесополоса шириной метро 20 именуемая косой. По ней тянется извилистая тропинка, которая пройдет через несколько рощиц и в конце концов выведет вас на каменистый берег. На пути к концу косы за деревьями слева будут проплывать огромные контейнеровозы, сухогрузы и танкеры.

Большей своей частью тропинка проходит прямо по вершине старинной дамбы. И в этом году я смог найти тут золотую осень. От жилого массива до конца косы вам придется пройти около 3 километров в одну сторону. В конце пути вы будете вознаграждены видом через пролив на последнюю сохранившуюся стелу «Ленинград», которая встречает суда в бухте «Золотые Ворота». Более подробно я писал о ней тут.

Именно тут, на каменистом берегу можно почувствовать себя «загородом», фактически находясь не так далеко от его центра. Компанию вам составят лишь многочисленные проплывающие мимо суда и одинокие рыбаки.

Именно тут в этом году мы с друзьями смотрели парад Военно-Морского флота. Увидели все корабли вблизи и при этом не толкались в скоплении социума, как это обычно бывает на набережных.

Выводы таковы. Канонерский остров — одно из самых необычных мест в Петербурге, которое для меня является уютным место отдыха, где в любое время года можно интересно погулять и сделать множество потрясающих кадров, и я думаю, что каждый найдет тут себе что-то по душе.